Индекс лояльности клиентов российским банкам снижается

16 Мая 2018

МОСКВА, 16 мая 2018 года. Уровень лояльности клиентов российских банков постепенно снижается. Если в 2016 году Индекс лояльности составлял 43 пункта, то к январю 2018 года он снизился на 14 п.п. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в январе 2018 г.* и посвященного оценке индекса потребительской лояльности (NPS, или Net Promoter Score). Данный индекс рассчитывается на основании условного отнесения клиентов к одной из трех групп – «промоутеров», или сторонников, «нейтралов» и «критиков» в зависимости от того, готовы ли они рекомендовать банк своим друзьям и знакомым. Индекс NPS по банковскому рынку рассчитывается НАФИ как по основному банку (каковым его определяют сами опрошенные), так и по всем банкам, услугами которых пользуются россияне.

Восемь из десяти россиян пользуются услугами банков (83%). Из них большинство считают своим основным банком Сбербанк (83%). Для 5% россиян основной банк – ВТБ, для 2% – Альфа-Банк. Другие банки основными называют в сумме 5% опрошенных.

Индекс лояльности к своему основному банку в январе 2018 года составил 29 пунктов и продемонстрировал сокращение на 10 п.п. по сравнению с данными за 2017 год и на 14 п.п. по сравнению с данными за 2016 год. Чуть менее половины (47%) опрошенных отметили, что с высокой вероятностью будут рекомендовать банк, в котором они обслуживаются, своим родственникам и знакомым.

Снижение Индекса NPS произошло за счет перехода части промоутеров (клиентов, готовых рекомендовать свой банк друзьям и родственникам) на более нейтральные позиции.

Cкачать icon.png


«Пользуетесь ли вы услугами банков?», в % от всех опрошенных

  Все опрошенные
Да 83
Нет 15
Затрудняюсь ответить 2


«Услугами какого банка Вы пользуетесь в настоящее время? Если таких банков несколько, укажите тот, которым пользуетесь чаще всего», в % от тех, кто пользуется услугами банков, динамика по годам

  2016 2017 2018
Сбербанк 84 79 83
ВТБ 4 3 5
Альфа-Банк 2 3 2
Другие банки 10 15 10


«Оцените, насколько Вы готовы рекомендовать Вашим друзьям/знакомым основной банк, которым Вы пользуетесь в настоящее время. При ответе используйте шкалу от 0 до 10, где 0 – точно не порекомендую, а 10 – точно порекомендую», в % от всех опрошенных, пользующихся услугами банков, динамика по годам

  2016 2017 2018
Промоутеры/Сторонники (9-10 баллов) — клиенты, которые лояльны банку и готовы рекомендовать его своим знакомым 57 59 47
Нейтралы (7-8 баллов) — пассивные клиенты банка, которые в целом удовлетворены им, но не обладают стремлением рекомендовать его другим 29 22 35
Критики (0-6 баллов) — не удовлетворены банком, не будут его рекомендовать, возможно, находятся в поиске альтернативы 14 19 18
Коэффициент лояльности (Net Promoter Score) – разница между долей критиков и сторонников, в пунктах 43 39 29

 



*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в январе 2018 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Уже на протяжении нескольких лет мы отслеживаем индекс лояльности клиентов банков и их готовность рекомендовать свой банк друзьям или знакомым. Любая рекомендация – это разделение ответственности за последующее пользование тем или иным продуктом или услугой. По сравнению с прошлыми годами меньшая доля клиентов готовы рекомендовать свои финансовые организации, однако при этом доля критиков не растет. Мы видим настороженное отношение к банкам, которое диктуется в том числе непростой общей экономической ситуацией в стране. Рост доверия клиентов потребует от банков дополнительных усилий.

Похожие публикации

Использование услуг регистраторов акционерными обществами
27 Июля 2018
Акционерные общества в основном пользуются услугами регистраторских компаний для ведения реестра акционеров и информационно-справочного обслуживания, при этом во многих компаниях электронные сервисы регистраторов востребованы и воспринимаются удобными. 
Каждый десятый россиянин пользуется смартфоном для бесконтактной оплаты товаров
25 Июля 2018
Доля россиян, которые оплачивают покупки безналичным способом, стабильно растет и с 2013 года выросла более чем втрое. При этом каждый десятый пользуется бесконтактным способом оплаты при помощи смартфонов.  Другими «умными» аксессуарами (часами, браслетами и т.п.) успели воспользоваться единицы. Платежи с помощью карт и смартфонов представляются россиянам самыми удобными способами бесконтактной оплаты. 
Россияне стали меньше экономить
20 Июля 2018
Россияне отметили стабилизацию цен на основные категории продуктов и стали меньше экономить. Единственной категорией, где заметен значительный рост цен, стало автомобильное топливо.
Малый и средний бизнес стал реже привлекать финансирование
13 Июля 2018
Малый и средний бизнес стал реже обращаться за финансированием – сегодня его привлекают лишь треть российских предприятий. Снизилась доля предприятий, оформляющих залоговый банковский кредит для бизнеса. Четверть предпринимателей ожидают повышения доступности заемного финансирования для бизнеса в ближайшие полгода. 

Используемые методы