Россияне не готовы переплачивать за экотовары

12 Мая 2016

МОСКВА, 12 мая 2016 года. – Более половины россиян придают значимость экологичности производства и эксплуатации товаров, однако цена покупок также имеет значение, и переплачивать за это готовы немногие. Таковы итоги всероссийского опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ в апреле 2016 года*.

Почти две трети россиян обращают внимание на экологичность производства и эксплуатации товаров (56-66% в зависимости от категории товара). В большей степени это важно при покупке продуктов питания (67%) и товаров для дома (63%), а в меньшей степени – при приобретении одежды и обуви (56%). Экологичность товаров более значима для женщин, нежели для мужчин, а также для молодежи (от 18 до 34 лет). 

Потребительские привычки половины россиян можно назвать экологичными: на натуральность товаров (без консервантов, красителей и другой «химии») при покупке смотрят 53% опрошенных, на локальное производство 51%, а учитывают пользу для здоровья 50% россиян. Тем не менее еще 48% отметили, что для них важна стоимость, и они отдают предпочтение продуктам с самой низкой ценой (либо товарам, продающимся  по акции). Около трети россияне стараются покупать сезонные и фермерские продукты (38% и 32% соответственно). Для 17% важен бренд товара. 13-16% россиян отличаются осознанным потреблением товаров, так как они стараются не покупать консервированные продукты, ищут пометки «био», «эко» или «органик», а также отдают предпочтение продуктам в минималистичной упаковке. 

Товары с "с пометками "био", "эко", "органик"", "фермерские продукты" и "сезонные продукты", "без химии" или "с минимальным количеством упаковки" более склонны выбирать жители крупных городов с населением больше 500 тыс. человек, нежели   опрошенные в малых городах, ПГТ и сёлах. Востребованность всех этих категорий также выше среди граждан с более высоким уровнем образования. 

Стоит отметить, что пометки "био", "эко", "органик" чаще ищут опрошенные в возрасте от 18 до 24 лет. Наименьший интерес к таким продуктам – среди пенсионеров. Категории "фермерские продукты" и "сезонные продукты" больше привлекают внимание 45-59-летних, а продукты "без химии"  - опрошенных от 25 до 44 лет.
С точки зрения основной занятости стоит отметить, что целевая аудитория продукции "с пометками "био", "эко", "органик" - прежде всего, работающие и студенты (21% против 14% в среднем по выборке). Товары категорий "сезонные", "фермерские" и "без химии" наиболее востребованы среди работающих пенсионеров и домохозяек, наименее - среди неработающих студентов и учащихся. 

Большинство потребителей не готовы переплачивать за товары производителей, которые заботятся о снижении ущерба окружающей среде от деятельности своих предприятий или от своей продукции (61-71%). А если и рассматривают возможность доплаты, то не более 5-10% от стоимости товара. Чаще готовы платить больше за продукты (12% опрошенных могли бы доплатить более 10% цены за экологичность), а реже всего -  за товары для дома, одежду и обувь.


Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Насколько для Вас важно то, что покупаемый вами товар, его производство и эксплуатация, наносит минимальный ущерб окружающей среде? Оцените важность по 5-бальной шкале от 1 до 5, где 1 – совершенно не важно, а 5 – очень важно», % от всех опрошенных

Очень важно Скорее важно Иногда важно, иногда - нет Скорее не важно Абсолютно не важно
При покупке одежды и обуви 19 37 25 11 8
Товаров для дома 23 40 22 9 6
Продуктов питания 35 32 19 9 5
Бытовой техники 23 37 24 10 6

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «При покупке продуктов питания на что Вы обращаете внимание в первую очередь?»*, % от всех опрошенных

Все опрошенные
Натуральность продукции – выбираю продукты без консервантов, красителей и другой «химии» 53
Предпочитаю продукты, выращенные или произведенные в России 51
Стараюсь покупать продукты, которые полезны для здоровья 50
Стоимость - ищу продукты с самой низкой ценой (либо по акции) 48
Стараюсь покупать сезонные продукты 38
Стараюсь покупать фермерские продукты 32
Бренд / торговая марка 17
Стараюсь не покупать консервированные продукты, продукты в банках 16
Стоимость – стараюсь покупать продукты средней и высокой ценовой категории 15
Пометка «био», «эко» или «органик» 14
Стараюсь покупать продукты с минимальным количеством упаковки 13
Уникальность продукции – стараюсь выбирать что-то необычное и новое 7
Привлекательный дизайн упаковки 6
Стараюсь выбирать премиальные продукты/бренды/торговые марки 5
Стараюсь выбирать продукты, выращенные и произведённые за рубежом 3
Другое 4
Затрудняюсь ответить 3
* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы заплатить больше за товары производителей, которые заботятся о снижении ущерба окружающей среде от деятельности своих предприятий или от своей продукции? Если да, то сколько процентов Вы готовы переплатить за такой товар?», % от всех опрошенных

до 5 включительно 5,1-10 10,1-20

20,1-30 свыше 30 не готов
Одежда и обувь 13 10 5 1 2 70
Товары для дома 14 10 4 1 2 69
Продукты питания 13 13 7 2 3 61
Бытовая техника 13 10 4 1 3 71

*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в апреле 2016 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Россиян не заботят вопросы экологии
23 Сентября 2015
Россиянам не свойственно заботиться об экологии: только 13% совершают какую-то деятельность для защиты экологии, 5% знают и используют места по утилизации отходов