Every tenth company of small and medium business plans to start export activity

12 August 2019

По состоянию на июнь 2019 года 7% предприятий малого и среднего бизнеса в России вели экспортную деятельность. Каждая десятая компания МСБ в настоящий момент ничего не поставляет за рубеж, но планирует делать это в будущем. В конкуренции с зарубежными компаниями наиболее уверенно себя чувствуют российские предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2019 г.*

7% предприятий малого и среднего бизнеса в России занимаются экспортом. Большинство организаций МСБ (93%) в настоящий момент экспортную деятельность не ведут. Чаще всего экспортом занимаются средние предприятия (14%).

Каждая десятая организация МСБ (12%) пока не осуществляет экспорт в другие страны, но планирует заняться этим. Чаще других начать экспорт продукции за рубеж планируют компании, занимающиеся обрабатывающим производством (30%).

Каждый десятый предприниматель (12%) отмечает рост интереса иностранных клиентов к их продукции или услугам, 48% считают, что интерес остается на прежнем уровне. О росте интереса иностранных клиентов к своей продукции чаще говорят представители предприятий сферы обрабатывающих производств (23%).

Больше половины опрошенных представителей бизнеса (59%) считают, что их продукты или услуги могут успешно конкурировать с импортными аналогами на российском рынке (чаще такого мнения придерживаются представители компаний обрабатывающих производств – 75%). Четверть опрошенных (26%) полагают, что товары или услуги их компании проигрывают в сравнении с зарубежными.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Данные исследования, равно как и схожие с ними данные ФТС, демонстрируют слабое участие российского малого и среднего бизнеса в системе международных торговых отношений. На первый взгляд, основной причиной кажутся вводимые в отношении России экономические санкции и связанные с ними ограничения импорта российской продукции. С другой стороны, показательны ответы на вопрос об оценке бизнесом интереса зарубежных клиентов к своей продукции – каждый третий (31%) затрудняется на него ответить. К сожалению, сегодня многие компании МСБ не задумываются над выходом на зарубежные рынки, либо не знают, как организовать экспорт своей продукции, не понимают ее востребованности и конкурентоспособности в других странах. В то же время одним из наиболее серьезных барьеров ведения бизнеса предприниматели продолжают называть сужение рынков сбыта и рост конкуренции за потребителя. Именно внешние рынки могут стать новым драйвером развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ

«Осуществляет ли Ваше предприятие экспорт своей продукции / услуг в зарубежные страны?», в % от всех опрошенных

  Все респонденты
Да, осуществляет 7
Нет, не осуществляет 81
Пока не осуществляет, но это входит в наши планы 12

*Репрезентативный всероссийский опрос представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) проведен НАФИ в июне 2019 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.
Type of publication: Poll results

Related publications

Рынок бизнес-обучения: какие программы знают предприниматели
25 July 2019
Самые известные бренды на рынке бизнес-образования – бизнес-школа «Сколково», школа бизнеса «Синергия», платформа «Деловая среда» и программа «Бизнес Класс». 
Entrepreneurs want to study for free
6 June 2019
Каждый третий предприниматель в России проходил бизнес-обучение. Предприниматели часто выбирают недорогие или бесплатные варианты обучения, при этом каждый четвертый представитель бизнеса считает, что качественное образование стоит денег и получить его можно только платно.



Less than half of participants of reform use online cash registers
30 May 2019

По состоянию на апрель 2019 года участники третьего этапа кассовой реформы разделились на тех, кто уже пользуется онлайн-кассой, либо вовсе не использует кассовое оборудование. Онлайн-кассы используют менее половины юридических лиц-участников третьего этапа реформы – 46%. Не используют кассовую технику 48% юр.лиц. Среди индивидуальных предпринимателей уровень пользования онлайн-кассами ниже – 36% (59% не используют кассовую технику).

NAFI Business Climate Index 2019
23 May 2019
Индекс делового климата (NAFI Business Climate Index) с 2016 года вырос на 8.9 пункта и в 2019 году составил 22.2 пункта (100 – максимальное значение индекса, -100 – минимальное). С 2017 года значение Индекса практически не менялось, оставаясь в диапазоне от 21.9 до 23.3 п. Предприниматели дают удовлетворительные оценки текущему финансовому положению своего бизнеса и проявляют сдержанный оптимизм по поводу динамики финансовой ситуации в будущем.

The methods used