Every tenth company of small and medium business plans to start export activity

12 August 2019

По состоянию на июнь 2019 года 7% предприятий малого и среднего бизнеса в России вели экспортную деятельность. Каждая десятая компания МСБ в настоящий момент ничего не поставляет за рубеж, но планирует делать это в будущем. В конкуренции с зарубежными компаниями наиболее уверенно себя чувствуют российские предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2019 г.*

7% предприятий малого и среднего бизнеса в России занимаются экспортом. Большинство организаций МСБ (93%) в настоящий момент экспортную деятельность не ведут. Чаще всего экспортом занимаются средние предприятия (14%).

Каждая десятая организация МСБ (12%) пока не осуществляет экспорт в другие страны, но планирует заняться этим. Чаще других начать экспорт продукции за рубеж планируют компании, занимающиеся обрабатывающим производством (30%).

Каждый десятый предприниматель (12%) отмечает рост интереса иностранных клиентов к их продукции или услугам, 48% считают, что интерес остается на прежнем уровне. О росте интереса иностранных клиентов к своей продукции чаще говорят представители предприятий сферы обрабатывающих производств (23%).

Больше половины опрошенных представителей бизнеса (59%) считают, что их продукты или услуги могут успешно конкурировать с импортными аналогами на российском рынке (чаще такого мнения придерживаются представители компаний обрабатывающих производств – 75%). Четверть опрошенных (26%) полагают, что товары или услуги их компании проигрывают в сравнении с зарубежными.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Данные исследования, равно как и схожие с ними данные ФТС, демонстрируют слабое участие российского малого и среднего бизнеса в системе международных торговых отношений. На первый взгляд, основной причиной кажутся вводимые в отношении России экономические санкции и связанные с ними ограничения импорта российской продукции. С другой стороны, показательны ответы на вопрос об оценке бизнесом интереса зарубежных клиентов к своей продукции – каждый третий (31%) затрудняется на него ответить. К сожалению, сегодня многие компании МСБ не задумываются над выходом на зарубежные рынки, либо не знают, как организовать экспорт своей продукции, не понимают ее востребованности и конкурентоспособности в других странах. В то же время одним из наиболее серьезных барьеров ведения бизнеса предприниматели продолжают называть сужение рынков сбыта и рост конкуренции за потребителя. Именно внешние рынки могут стать новым драйвером развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ

«Осуществляет ли Ваше предприятие экспорт своей продукции / услуг в зарубежные страны?», в % от всех опрошенных

  Все респонденты
Да, осуществляет 7
Нет, не осуществляет 81
Пока не осуществляет, но это входит в наши планы 12

*Репрезентативный всероссийский опрос представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) проведен НАФИ в июне 2019 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.
Type of publication: Poll results

Related publications

Women Business Index. 6th Wave
19 November 2019
Индекс женской предпринимательской активности (WBI) демонстрирует устойчивость на протяжении последних двух лет. В марте 2019 года его значение составило 69,4 п.п. (69,4 п.п. – в августе 2018 года).
Otkritie Bank presents Digitalization Index for Small and Medium Business
17 October 2019

Банк «Открытие» совместно с Google, Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК замерили готовность малого и среднего бизнеса к цифровой экономике. Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

Every third Russian would like to start their own business
24 September 2019
Каждый третий россиянин (35%) хотел бы попробовать себя в предпринимательстве. Примечательно, что число желающих выросло – в январе об этом заявляли 29% граждан.
Entrepreneurs are ready to rent sports facilities from the state for a long time
20 September 2019
Аналитический центр НАФИ совместно с Минэкономразвития России в рамках Федерального Проекта «Популяризация предпринимательства» провел опрос среди представителей бизнеса, деятельность которых связана с объектами спортивной инфраструктуры.

The methods used