Growth in number of users of non-cash payments slowed down

31 July 2019

Число людей, расплачивающихся за товары и услуги безналичным способом, за шесть лет выросло почти в 10 раз: с 5% в 2013 году до 46% в 2019 году. Больше половины россиян по-прежнему предпочитают использовать наличные, совершая повседневные покупки. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2019 года.*

У большинства россиян (84%) есть банковские карты. Чаще всего их имеют молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (94%) и работающие (90%). 4% россиян не имеют карт, но планируют оформить их. У каждого десятого опрошенного (11%) нет карты и он не планирует оформлять ее в ближайшее время. Доля тех, кто не имеет карт, последовательно сокращалась с 60% в 2009 году до 11% в 2018 году и в 2019 осталась без изменений.

Число россиян, предпочитающих оплачивать повседневные покупки безналичным способом, в последний год замедлило рост. Если с 2017 по 2018 год доля россиян, выбирающих безналичную оплату, увеличилась до 40% (на 12 п.п.), то с 2018 года увеличение произошло до 46% (на 6 п.п.). Чаще картами расплачиваются молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (64%), жители столиц (65%), работающие (57%). Предыдущие исследования НАФИ показали, что каждый десятый россиянин (11%) пользуется функцией бесконтактной оплаты в смартфонах, а 3% – в «умных часах» и браслетах.**

Половина россиян (52%) по-прежнему оплачивают товары или услуги наличными деньгами. Производить оплату наличными предпочитают россияне старше 60 лет (74%), люди, не имеющие постоянной занятости (71%), и сельские жители (60%).

Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований, Аналитический центр НАФИ:

«Сохраняются некоторые барьеры использования безналичной оплаты. К ним относятся, в частности, (а) неравномерность развития инфраструктуры – как территориальная, так и связанная с типом продавца товаров и услуг (например, рыночные торговцы, самозанятые, работающие за наличные, и т.п.), (б) низкая цифровая грамотность некоторых сегментов потребителей, в том числе платежеспособных (например, пенсионеров), с одной стороны, консервативных и привыкших к наличным деньгам, а с другой – не понимающих, как работает безналичная оплата, не знающих способов защиты от цифрового мошенничества и опасающихся потери денег при использовании финтех-решений». 

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Всеволода Хоменко, руководителя проектов в сфере финансовых исследований Аналитического центра НАФИ


«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от всех опрошенных

  2013 2015 2017 2018 2019
Наличными 94 83 71 56 52
Безналичными  5 16 28 40 46
Не совершаю такие платежи 1 1 1 1 1
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа <1 <1 <1 3 1

*Всероссийский опрос НАФИ проведен в июне 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Payroll cards and mobile banking are most popular financial products among Russians
11 September 2019
Подавляющее число россиян (88%) являются пользователями различных финансовых услуг. Самым большим спросом пользуются карточные продукты.
Financial literacy programs have shown results
11 September 2019
Регионы, реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской.
Russians less rely on help of friends and relatives in case of problems with loan repayments
2 September 2019
Половина россиян (48%) сообщили, что когда-либо лично испытывали сложности с выплатой кредита, либо с подобной ситуацией сталкивались их родственники или знакомые. Для решения финансовых проблем с выплатой кредита россияне в первую очередь обратятся к друзьям или родственникам.
Every tenth Russian got an insurance policy via the Internet
8 August 2019
Каждый десятый россиянин (11%) оформлял страховой полис через интернет за последний год.

The methods used