Стереотипы против мирового тренда: большинство россиян не хотят отдавать родственников в дома престарелых

8 September 2021

Среднестатистическая семья в России сталкивается с выбором — кто будет ухаживать за пожилым родственником и кого нанять, чтобы присматривать за родным человеком, который не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной медицинской поддержке без стационарного размещения. В мире растет востребованность социальных учреждений и частных помощников, которые готовы ухаживать за пожилыми. Большинство россиян не готовы отправлять своих пожилых родственников на постоянное проживание в дома престарелых и лишь 7% рассматривают такую возможность в бесплатных или коммерческих заведениях. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

«За последние десятилетия по всему миру усиливается демографический тренд – растет продолжительность жизни и происходит старение населения. Уже сегодня люди старшего поколения составляют четверть жителей России, а в 30% семей есть пожилые родственники, которым требуется постоянный уход. И эти цифры будут только расти», – отметила Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ.

За последние 5 лет доля россиян, которые хотели бы воспользоваться услугами домов престарелых для своих родственников, сократилась на 4 п.п. до 7%. Большинство из тех, кто рассматривает такой вариант на коммерческой основе для своих родных, готовы платить до 30 тыс. рублей в месяц за их содержание (67%), а четверть опрошенных (24%) – до 50 тыс. рублей (подробнее – в таблице №2). При этом большинство россиян предпочитают сами ухаживать за пожилыми родственниками: 93% опрошенных не хотят отдавать своих родных в дома престарелых.

«Тренд старения населения потенциально может вызвать бум в сфере жилья для пожилых. Однако барьером для развития этого сектора могут стать глубоко укоренившиеся стереотипы россиян о жизни в домах престарелых. Сейчас в представлениях большинства отправить родственника в подобное учреждение – неэтично и почти аморально. Россияне считают своим долгом заботу о пожилых. Однако такой подход серьезно увеличивает нагрузку на семьи, поскольку большая часть времени посвящается заботе о пожилом родственнике.

На западе этот процесс активно делегируется организациям по профессиональному уходу за пожилыми, а в России еще сильны культурные представления о необходимости семей брать на себя заботу о старших родственниках. Негативную репутацию таким организациям создают и факты мошенничества, не всегда прозрачная система ценообразования, а также несчастные случаи, получившие широкую огласку в СМИ.

Решением это социальной проблемы может стать внедрение единой концепции для домов престарелых, цель которой – максимальная гуманизация жизненных условий пожилых людей и стандартизация услуг в домах престарелых. Обстановка в таких учреждениях должна быть приближена к домашней: уход должен быть направлен в первую очередь на реабилитацию и активизацию социальной и культурной жизни», – комментирует Ирина Гильдебрандт.

* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Чужой пример заразителен: интернет-отзывы мотивируют россиян покупать
19 November 2021

Отзывы в интернете становятся одним из ключевых инструментов продвижения на рынке: 71% россиян, приобретающих товары онлайн, ориентируются на мнение других покупателей, а треть (35%) сами оставляют отзывы на свои покупки. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. 


НАФИ и Google выяснили, как цифровые платформы помогают развивать креативное предпринимательство в России
10 November 2021

Большинство креативных предпринимателей (82%) считают цифровые платформы – в первую очередь, Instagram, ВКонтакте, YouTube – эффективными инструментами для развития и увеличения прибыльности бизнеса. Таковы результаты всероссийского исследования о вкладе цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства в России.


Чистые воздух, вода и почва – «три кита» хорошей экологии по мнению россиян
27 October 2021

Национальный проект «Экология» входит в число нацпроектов, о которых россияне осведомлены лучше всего. Каждый третий россиянин слышал о реализации в их регионе программ по защите природы и улучшению экологической ситуации. Экологическая осознанность общества влияет на деятельность крупных организаций, и соответствие компаний ESG-критериям (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление) становится приоритетом. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ. 



За пандемию россияне увеличили расходы на товары для домашних животных
4 October 2021

В пандемию россияне увеличили расходы на содержание домашних животных – стали покупать для них больше товаров (аксессуаров, наполнителей, одежды и пр.). При этом расходы на услуги ветеринаров сократились.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.